+7 (342) 211 43 53
Обратный звонок
Для чего нужны «бизнес-процессы»?

Для чего нужны «бизнес-процессы»?

Учитель философии:
Да, сударь. Все, что не проза, то стихи, а все, что не стихи, то проза.

Журден:
Скажите на милость! Сорок с лишком лет говорю прозой - и невдомек!

Мольер Жан-Батист
«Мещанин во дворянстве»

Каждый человек в жизни и на работе совершает некоторые наборы действий для достижения своих целей (получение чего-то полезного). Одни наборы действий совершает однократно, а некоторые выполняет многократно.

Многократное повторение набора действий (операций), совершаемое одним или несколькими исполнителями для изменения (преобразования) материальных предметов и информации (принято называть "входом"), производимое с помощью других предметов (инструментов, оборудования, информации) и направленное на получение желаемого результата ("выхода") - называется
бизнес-процессом.

Любой бизнес - это сеть бизнес-процессов, независимо от того описаны они или нет. Когда говорят об описании бизнес-процесса, в первую очередь подразумевают создание его реальной модели.

Почему нужна такая модель? Потому что бизнес-процессы выполняются в разных условиях (среду нельзя назвать 100% стабильной) и разными людьми. «Вход», входящая информация, сырье – раз от раза может отличаться как по количеству, так и по качеству. Поэтому каждый раз процесс (экземпляр) протекает несколько иначе, чем было задумано.

Итак, описание бизнес-процесса - это создание модели действительности, либо текстовым образом (инструкция, регламент, стандарт), либо графическим (схема). Например, рис.1. Способов создания схем довольно много и они называются нотациями или языками.

Способы создания схем

Рис.1.

Но зачем создавать модели, коль скоро мы и так делаем то, что положено и получаем ожидаемый результат?

Об этом мы и поговорим.

Как уже было сказано, результат чаще всего бывает разный - мы получаем или не совсем то, что планировали, или совсем не то, чего ожидали - некоторый разброс, как по количеству, так и по характеристикам.

Обычно в таком случае мы пытаемся разобраться, кто виноват, что делать и в чем причина. Мы что-то меняем, объясняем и отдаем на откуп исполнителям, мотивируя их на «правильный» результат.

Но потери уже произошли (время, материалы и т.п.), издержки выросли, производительность упала.

Стоимость годного результата

Рис.2.

Как не допустить повторения ошибок в будущем? Решат ли проблему предлагаемые изменения?

Первое применение моделирования бизнес-процессов

Создав модель, мы можем протестировать, проверить ее на устойчивость к отклонениям, используя тот или иной метод («Что если?», HAZOP и др.) и заранее, до того как наступит нежелательное событие, улучшить наш бизнес-процесс, избежав потерь и снижения производительности.

Как написать «правильную» инструкцию для работника? Как обеспечить согласованность действий многих работников?

Второе применение моделирования бизнес-процессов

На основе нашей модели бизнес-процесса, тех действий, в которых участвует данный сотрудник, мы можем не только перечислить действия работника, но и описать когда и как он должен их совершать, а также то, как должен выглядеть результат.

Модель бизнес-процесса требует описания «входов-выходов», инструментов, трудоемкости, условий, частоты и т.п.

Третье применение моделирования бизнес-процессов.

Эта модель позволяет понять сколько людей потребуется для успешной работы при увеличении/снижении объемов работ.

Как между сотрудниками распределить обязанности, чтобы гарантированно области ответственности не пересекались (не дублировались) или чтобы какая-то работа, действие не осталось без исполнителя?

Четвертое применение моделирования бизнес-процессов

Коррекция/создание структуры, штатного расписания предприятия.

Коррекция/создание структуры, штатного расписания предприятия.

Рис.3.

Разработали новую стратегию? Изменились условия (внутренние, внешние)? Как это повлияет на работу организации? Что и как надо изменить чтобы достойно встретить вызовы?

Пятое применение моделирования бизнес-процессов

Изменение в стратегии (продуктах/услугах, клиентах), в обстоятельствах неизбежно влияет на бизнес, на его отдельные бизнес-процессы. Моделирование бизнес-процессов позволит понять, что требуется изменить перестроить в них чтобы добиваться нужного результата.

Цель-стратегия-бизнес-процессы, организационная структура

Рис.4.

Как описывать бизнес-процессы, разрабатывать регламенты/инструкции, изменять в соответствии с ними структуру предприятия, адаптировать к целям, стратегиям, управлять бизнес процессами можно узнать из других публикаций или на наших общих и/или корпоративных семинарах: «Процессный подход: Бизнес-процессы, регламентация, целостность системы БП, управление, организационная структура»

23 Апреля 2018
Возврат к списку
Подпишитесь на наши новости
Обратный звонок Заявка на семинар