Get Adobe Flash player
Главная Охрана труда Требования охраны труда Проверки
pastarchives Организация проверок по охране труда

Работодатель и работники организации должны четко знать, кто может прийти к ним с проверкой и какими правами обладают проверяющие. Кроме того, они должны знать, что необходимо сделать, если к Вам пришли проверяющие и какие документы они могут запросить.

  1. Категории проверяющих
  2. Проверка инспекторов по труду.
  3. Порядок действий при проверке
  4. Чиновнику на проверке нельзя:
  5. Документы, запрашиваемые при проверке
  6. Ограничения
  7. Правила проверок
  8. Обжалование

Категории проверяющих

С проверкой, во-первых, могут прийти представители налоговых инспекций. Их права и обязанности зафиксированы в Налоговом кодексе.

Во-вторых, милиция, все права и обязанности которых прописаны в разделе 3 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-1 "О милиции" (Закон №1026-1), а также статьях 6 и 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Отметим, что в организацию с проверкой может прийти не любой милиционер (так было раньше), а только тот, который наряду с удостоверением имеет при себе постановление за подписью руководителя отдела или его зама о проведении контрольных мероприятий. Такие поправки были внесены в Закон N 1026-1 в конце 2003 г.

В-третьих, с проверкой могут прийти: пожарные, торговые, медицинские, трудовые и другие инспекторы. Их деятельность регламентируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Проверка инспекторов по труду

Проверки инспекторов по труду разделяются на плановые и внеплановые.

Количество плановых проверок строго регламентировано – обязательный визит в организацию инспектор наносит раз в два года. Количество и частота внеплановых проверок во многом зависят от отношения работодателя к своим сотрудникам, поскольку проводят их по обращениям (жалобам) граждан.

Инспекторы по труду, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции.

Отметим, что и уведомлять руководителя организации инспектор не обязан – уведомляет о своем присутствии руководителя или его представителя, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (статья 12 Конвенции 1947 года об инспекции труда).

Однако для ускорения процесса подбора и представления информации инспектор направляет запрос на представление необходимой документации. Запрос может направляться непосредственно в организацию, запрашиваться данные могут из налоговой инспекции, различных справочных систем.

Порядок действий при проверке

Любой работник должен четко представлять, как вести себя с чиновниками. Для этого необходимо провести обучение персонала. Помимо этого приказом руководства утвердить памятку и инструкцию по взаимодействию с проверяющими.

Инструкция по проверке, в частности, может содержать следующие положения (Московский бухгалтер. Октябрь 2004 №10):

1. Если пришла проверка, незамедлительно сообщите об этом по телефону в свою администрацию.
2. Проверьте документы контролеров и, по возможности, снимите с них копии или перепишите оттуда данные (Ф.И.О. инспектора, его должность, подразделение и т.п.).
3. Попросите у контролера копию или экземпляр постановления о проверке.
4. Скажите проверяющему, что все пояснения и ответы на вопросы вы можете давать только с разрешения руководства.
5. Если проверяющие все-таки настаивают на пояснениях, то отказывайтесь, обосновывая это тем, что вы подписали должностную инструкцию и вас уволят, если вы ее нарушите. В крайнем случае отвечайте, что все происходит "в соответствии с действующим российским законодательством".
6. Не предъявляйте документы, которые не относятся к предмету проверки.
7. Если инспектор составит протокол о правонарушении, не отказывайтесь ставить свою подпись. Однако рядом с подписью напишите фразу: "С возражениями". Если проверяющий спросит, когда вы представите возражения, отвечайте, что уполномоченный представитель фирмы с ним свяжется и обговорит этот вопрос.
8. Всегда держите памятку при себе. Не давайте ее в руки проверяющему.

Чиновнику на проверке нельзя:

1. Требовать от персонала нарушать его должностные обязанности.
2. Осуществлять контрольные мероприятия в отсутствие руководителя или полномочного представителя компании.
3. Требовать предъявить или изымать документы (товары, материалы, образцы и т.п.), если они не являются предметом проверки.
4. Досматривать без добровольного согласия личные вещи и проводить обыск сотрудников. Процедура досмотра личных вещей и обыск без согласия сотрудника требует специальной санкции.


Документы, запрашиваемые при проверке

Документы, которые касаются трудовых правоотношений, обязательно проверяются инспектором: Инспектор по труду при проверке потребует следующие документы.

1. Уставные документы.
2. Штатное расписание.
3. Трудовые договоры.
4. Форма учета по труду №Т-1 (приказ о приеме на работу), карточка формы №Т-2, приказы о переводе, отпуске, увольнении форм №Т-5, №Т-6, №Т-8.
5. Расчетно-платежные, расчетные и платежные ведомости на выдачу заработной платы.
6. Гражданско-правовые договоры (если есть).
7. Положение о персонале (если есть).
8. Правила внутреннего трудового распорядка.
9. График отпусков.
10. График сменности (если сменная работа).
11. Положение об оплате труда (о премировании, о надбавках, о вознаграждении за год).
12. Лицевые счета.
13. Банк.
14. Касса.
15. Чековая книжка.
16. Табель учета рабочего времени.
17. Журнал учета движения трудовых книжек.
18. Трудовые книжки.
19. Кадровые и производственные приказы.
20. Персональные данные работников и другие.

А так же обязательные документы по охране труда
Необходимо помнить, что трудовой договор вступает в силу с момента, который определят сами стороны, - как правило, с момента выхода на работу сотрудника. С этого же времени начинается течение его трудового стажа.

Договоры должны быть заключены со всеми работниками, как штатными, так и внештатными. Если сотрудник работает по совместительству, организация заключает два договора: по основной работе и по работе совмещения.

Инспекторы требуют, чтобы все кадровые документы были оформлены на специальных бланках, хотя законодательно это требование не закреплено.

Инспектор может потребовать и объяснения работодателя, и другие документы - список может быть достаточно обширным.

Продолжительность периода ознакомления с документацией и проведения проверки инспектором. По закону срок проведения проверки - один месяц. Если возникают сложности, например руководитель не может подготовить документацию или нет необходимых документов, то период проверки продлевается. Поэтому сразу определить, сколько времени потребуется на проверку, невозможно. В исключительных случаях срок проверки может быть продлен.

Ограничения

Следует иметь в виду, что действующее законодательство серьезно ограничивает полномочия государственных инспекторов труда при проведении проверок.

В настоящий момент проведение инспекционных проверок регулируются тремя документами:

1. Конвенцией N 81 Международной организации труда "ссылка Об инспекции труда в промышленности и торговле ", принятой в Женеве 11.07.1947,

2. Трудовым кодексом Российской Федерации ,

3. Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля " (далее - Закон N 294-ФЗ).

При этом данные нормативные акты нередко противоречат друг другу.

Например, в соответствии с Законом N 294-ФЗ инспектор труда не вправе проводить проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя. В то же время ТК РФ дает инспектору возможность не уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ст. 360 ТК РФ).

В Законе N 294-ФЗ установлены ограничения по количеству проверок в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя. В соответствии же со ст. 16 Конвенции МОТ N 81, предприятия инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений.

Несмотря на вышесказанное, ряд важных положений Закона N 294-ФЗ применяются при проведении проверок федеральной инспекцией труда.

Правила проверок

В силу п. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ продолжительность проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем инспекции труда, но не более чем на двадцать рабочих дней (п. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

Инспекционная проверка проводится только в рамках предмета проверки, обозначенного в распоряжении (приказе) о проведении проверки. Например, если предметом проверки являются вопросы, связанные с увольнением работников, инспектор не вправе проверять соблюдение работодателем требований охраны труда. При проведении проверки государственный инспектор труда не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.

Необходимо знать, что государственный инспектор труда не имеет права изымать оригиналы документов, даже если они являются объектом проверки.

В соответствии со ст. 16 Закона N 294-ФЗ, результаты проверки должны быть отражены в акте проверки, один экземпляр которого в обязательном порядке вручается представителю работодателя. В этой же статье перечислены требования к форме и содержанию акта.

В соответствии со ст. 20 Закона N 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной государственным инспектором труда, с грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения работодателем трудового законодательства.

К таким нарушениям относится:

* проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя инспекции труда;

* требование документов, не относящихся к предмету проверки;

* превышение установленных сроков проведения проверок;

* непредставления работодателю акта проверки.

Обжалование

В случае проведения государственным инспектором проверки с грубым нарушением закона, права работодателя могут быть защищены с помощью обжалования выданных на основании результатов проведенной проверки предписаний об устранении выявленных нарушений и постановлений о привлечении к административной ответственности, если данное постановление было вынесено государственным инспектором труда.

Предписания об устранении выявленных нарушений работодатель имеет право обжаловать руководителю соответствующей территориальной инспекции, главному государственному инспектору труда Российской Федерации, в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ).

Рассмотрение дела о признании недействительным предписания государственного инспектора по труду подведомственно судам общей юрисдикции и рассматривается по иным правилам, предусмотренным Гражданским Процессуальным Кодексом.

Следует помнить, что в суд можно обратиться в 3-месячный срок со дня, когда стало известно о нарушении права. При обжаловании постановления по делу об административном правонарушении, жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Kompleks



Documents_safety

Позвоните или напишите нам, прямо сейчас!

+7 (342) 211-43-53, 202-20-60, 293-66-28

mail