Get Adobe Flash player
Главная Soft ПРОФ Охрана труда и автоматизация
mazein Охрана труда и автоматизация

Введение
Автоматизация как замена человека в области, где требуется сбор, хранение и переработка большого объема информации, подготовка новой информации отражающей состояние сложной системы, для принятии управлен¬ческих решений, была востребова¬на, в первую очередь там и тогда, где и когда:
•    цена ошибки, задержки во времени становилась несоизмеримой с затратами на автоматизацию (1 тип);
•    затраты на сбор, переработку и хранение информации человеком становились больше чем изв-лекаемая из этой информации польза (2 тип).
Конечно же, при благоприятных экономических условиях в первую очередь решались задачи первого типа. Задачи второго типа воспринимались, скорее как имиджевые, чем как реальная потребность, как возможность снизить издержки в организации бизнеса.
Почему создание специального программного обеспечения  для нужд охраны труда развивается так медленно? И что сегодня есть на рынке, что действительно помога¬ет решать задачи, стоящие перед охраной труда?

Краткий обзор
Попробуем ответить на первый вопрос.
Каковы объемы финансирова¬ния работ по ОТ? По закону не менее 0,4% от затрат на организацию производства - это первый ответ, почему, назовем, "циничный" бизнес не видит практического смысла в автоматизации работ по ОТ.
Штрафы, "посадки", остановки производства, можно попытаться возразить. Однако:

  • штрафы малы, их количество тесно связано с отношением числа (возможных) проверок к числу всех предприятий которое впору сравнивать с вероятностью быть съеденным динозавром на станции метро. Конечно, крупные и очень крупные предприятия находятся под более пристальным вниманием, но и львиную долю времени и усилий надзорных органов съедают вопросы, связанные с увольнениям, выплатой заработной платы, сокращениями и т.п. Опять же рассматриваются исходя из приоритетности проблем первого типа;
  • "посадки" категорично неприятны, но есть назначенные ответственные за охрану труда. Собственники, если они не являются организаторами производства, поэтому никакой ответственности не несут, в рассматриваемом смысле;
  • остановки производства, они касаются кармана собственников и следовательно могут служить причиной пристального внимания к охране труда, но практика показывает, что владельцам бизнеса боятся не следует.

Именно, поэтому, попадая на различные форумы программистов, можно прочитать "овчинка выделки не стоит" в отношения автоматизации работ по ОТ, в частности обеспечения СИЗ, т.е.социальный заказ отсутствует.
 

Но к счастью, наступили трудные времена. Звучит, несколько непривычно, но это все та же, известная поговорка "не было бы счастья, да несчастье помогло".
Но сегодня проблемы второго типа приобрели больший вес, чем в былые времена.
 

Рассмотрим один вопрос, на примере обеспечения работников предприятия средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Этот вопрос более яркий и понятный, "выпуклый" что-ли, поэтому мы его и рассматриваем.
 

Обобщенная схема организации работ по обеспечению СИЗ на "типичном" приведена на рисунке 1.
Эта схема позволяет вычленить основные потери, связанные с организацией обеспечения СИЗ. Здесь не рассматриваются вопросы, транспортировки, хранения, ухода, ремонта и утилизации СИЗ. Хотя организационная схема удов¬летворения потребности предприятия, например, в гайках та же, что и в СИЗ. Только в отношении СИЗ этот процесс итерационный одни и те же, промежуточные действия совершаются многократно, до получения согласованного результата.



Shema_as_is


Рис. 1


 
Отметим важные особенности СИЗ, разительно отличающие их от другой закупаемой предприятием номенклатуры. СИЗ не бываю ни "плохими" ни "хорошими", если мы не рассматриваем их с практической точки зрения.
 

Что здесь имеется ввиду:

  • Условия труда, вредные и опасные производственные факторы и соответствие СИЗ этим факторам и их уровню. Перечень защитных свойств и требований к конструкции может быть очень большим;
  • Характер выполняемых работ, сама возможность выполнять работу в СИЗ (комфортность как понятие экономическое);
  • Антропометрические характе¬ристики СИЗ, а точнее их соответствие изменяющемуся персоналу;
  • Ограничения по срокам эксплуатации, в том числе связанные с отраслью, в которой используются СИЗ ( в Типовых отраслевых нормах указывается и срок их эксплуатации), возможность "аварийного" (преждевременного) износа.

Т.е. набор параметров, который оценивается в процессе обеспечения СИЗ весьма и весьма значителен.
Такая ситуация приводит к:

  • Привлечению большого количества специалистов, нанятых работодателем для других целей!
  • Большим временным затратам в силу итерационности процесса.

Т.е. потери бизнеса составляют: количество занятых в процессе х средние затраты времени х средняя стоимость единицы рабочего времени (с учетом налогов, конечно же).


Кто-нибудь считал у себя на предприятии такого рода затраты? Как правило- нет. Они привычны, традиционны и внимание к ним в благополучные времена попросту отсутствует. Отметим, что чем более развита структура предприятии, чем она сложнее, тем больше людей участвует в этом затратном марафоне, без финиша, тем боль¬ший вес приобретает проблема этого (второго) типа.


Но она связана и с проблемой первого типа. Чем больше людей принимает участия в процессе, тем больше совершается ошибок (сознательных- сократить время на выполнение процедуры, и вынужденных- отсутствие необходимой актуальной информации или сложности с ее получением).
Характерные "ошибки":
• Оценка потребности работников в СИЗ или учет СИЗ, находящихся в эксплуатации, один из распространенных способов решения вопроса- не учитывать, оценивать по списочному составу и ТОН-ам, главное быстро и просто.
• Оценка бюджета будущих закупок или учет СИЗ находящихся на складах, в т.ч. с учетом размеров, решение тоже - не учитывать. Обосновать просто. Не отвечают условиям труда, морально или физически устарели, нет нужных размеров.
 

Эти "ошибки" ведут к неоправданному (никому ненужному) росту складских запасов- омертвлению капитала. Невостребованные СИЗ действительно морально и физически устаревают. Такой "перезапас" нередко перекрывает реальную потребность предприятия в разы (в денежном выражении), а это уже проблема первого типа и поэтому весьма интересует работодателя.
Ключевым понятием, вызывающим интерес представителей бизнеса к теме это издержки и чем заметнее эффект от того или иного решения по их снижению тем выше к нему внимание. Это не плохо и не хорошо, это естественно, поэтому, наверное, что-то и меняется в жизни.

Программные продукты
Какие коммерческие программные продукты (ПП) на рынке для решения задач ОТ есть сегодня на рынке?
ПП серии "аттестация рабочих мест", возникли для решения вопросов оформления и хранения результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Основной потребитель- аттестующие организации. Распространенность на рынке невелика и по нашим оценкам составляет 1 500-2000 комплектов.


ПП этой серии решает только часть вопросов охраны труда, задач бизнеса практически не касается.
ПП серии "автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста по ОТ (АРМ ОТ)" решает вопросы второго типа. Предназначены для организации работы по ОТ снижает трудозатраты специалистов по ОТ. Распространенность на рынке так же незначительна, в основном за счет корпоративных решений. Основные потребители - службы ОТ.
ПП этой серии решают большинство вопросов организации работ по ОТ и предназначены для организации и оформления деятельности (второй тип), задач бизнеса практически не затрагивают.
Для этих двух серий продуктов характерна слабая степень и возможность интеграции с основными учетными системами бизнеса.
ПП серии "автоматизация учета СИЗ" ориентированы на бухгалтерское решение задачи, в таких программах СИЗ это абстрактное понятие- "СИЗ-вообще", практически как в ТОН, к стати ТОН в них исполь-зуются для формирования перечня "положенных" СИЗ иногда даже учитываются антропометрические характеристики персонала. Распространенность на рынке более широкая, чем в первых двух случаях, степень интеграции с учетными системами бизнеса высокая, т.к. является расширением типового функционала бухгалтерии. Задач ОТ не касается вообще, задач бизнеса, только с точки зрения правильности бухгалтерского учета, но и у бухгалтерии интерес невысок.

Из всех этих семейств ПП выде¬ляется "Управление СОРПСИЗ", который создавался для решения задач служб ОТ в целях бизнеса, а не только соответствия формальным требованиям норм трудового права. 

Исторически первой задачей, которую решал ПП "Управление СОРПСИЗ" бала управление системой обеспечения работников предприятия средствами индивидуальной защиты - Управление СОРПСИЗ, собственно эта задача и дала название продукту.
Система позволят избежать упомянутых выше ошибок:
Оценка потребности работников в СИЗ производится с учетом СИЗ, находящихся в эксплуатации.
План закупок формируется

  • исходя из потребности в СИЗ и с
  • учетом складских остатков и их размеров!

Оценка бюджета будущих закупок или учет СИЗ находящихся на складах, в т.ч. с учетом размеров.
Т.е. решается задача снижения прямых затрат - (управление запасами), а это задача бизнеса.
Анализ структуры потребности в СИЗ может выводится в различных формах представления данных
"Управление СОРПСИЗ" решает и задачи обеспечения безопаснос¬ти труда применением СИЗ:

  • На уровне требований защитных и конструкционных свойств СИЗ для защиты от вредных и опасных производственных факторов, присутствующих на рабочем месте;
  • Анализ базы данных (БД) СИЗ с целью отбора тех марок, изделий, которые отвечают заданным требованиям;
  • Анализ отобранных СИЗ с точки зрения экономической эффективности (затрат на единицу времени эксплуатации с учетом полноты соответствия заданным требованиям).
  • Анализ СИЗ с точки зрения комфортности, минимизация отя¬гощающего воздействия СИЗ исходя из характера выполняемых работ.

Эти задачи, так же, связаны с первым типом проблем: оптимизация закупочной политики, снижение потерь, связанных с воздействием ВиОПФ (повышенная обусловленная заболеваемость приводит к необходимости увеличения штата, для поддержания ритмичности производства. Это серьезные расходы- увеличение фонда оплаты труда (ФОТ)), оптимизация отягощающего воздействия СИЗ на производительность труда. Т.е. все это целевые установки бизнеса, которые могут быть решены с использованием конфигурации "Управление СОРПСИЗ".

Problems_USS

"Управление СОРПСИЗ" решает и задачи второго типа:

  • Минимизирует число участников процесса до нескольких человек;
  • Автоматизирует контроль за соответствием федеральным и локальным нормам трудового права;
  • Минимизирует количество необходимых действий пользователя для получения результата (минимизирует время участия в процессе);
  • Просто в освоении и эксплуатации;
  • Незначительная    стоимость внедрения и эксплуатации;
  • Высокая степень интегрируемости с базовыми автоматизированными учетными системами бизнеса;
  • Высокая адаптивность системы к принятым на предприятии бизнес-стандартам, бизнес-маршрутам

Мы здесь не рассматриваем функциональные возможности продукта связанные работой служб охраны труда (инструктажи, обучение, медосмотры, аттестация и др.) в этом примере, но они ориентированы на выявление "узких" мест, связанных с потерями бизнеса во-первых и во-вторых, на освобождение специалистов для выполнение интеллектуальной работы.

Shema_as_will_be

Возможная  схема использования продукта

Chto_izmen_sya

В настоящее время разоработана конфигурация "IT:Управление охраной труда" на платформе 1С:Предприятие 8.2, которая существенно отличается по своему функционалу (шире) и по своей архитектуре и позволяет решать широкий круг задач, не только в области охраны труда.

Описание:

для специалистов"IT:Управление охраной труда"

для руководителей : "IT:Управление охраной труда"

 

Позвоните или напишите нам, прямо сейчас!

+7 (342) 211-43-53

mail