+7 (342) 211 43 53
Обратный звонок
Цифровизация - о сколько в этом слове … непонятного, или Зачем холодильнику Wi-Fi?

Цифровизация - о сколько в этом слове … непонятного, или Зачем холодильнику Wi-Fi?

              Цифровизация - о сколько в этом слове … непонятного, или Зачем холодильнику Wi-Fi? 
Сейчас в экспертных кругах и сообществах только ленивые не обсуждают вопрос о цифровом производстве, цифровой трансформации и прочей цифровизации. 
  
Термин «Цифровизация» ста­новится все более модным и популярным, используется во многих случаях, даже если речь о ней не идёт вообще. Попробуем разобраться с этим понятием.

ИТАК, ЛЕЗЕМ В ИНТЕРНЕТ И ПОЛУЧАЕМ ТАКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ: «ЦИФРОВИЗАЦИЯ — ПЕРЕХОД С АНАЛОГОВОЙ ФОРМЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ НА ЦИФРОВУЮ.» 
Бррр... не совсем понятно. Выхо­дит, что только сейчас мы начинаем переходить на цифровую форму ра­боты с информацией? Если это так, то становится обидно за тех ребят, которые уже лет тридцать внедряют компьютеры («компьютеризация»), лет двадцать внедряют станки с ЧПУ и информационные системы («авто­матизация») и лет десять внедряют роботов («роботизация»). 
     Вспоминается один случай. Недав­но решили дома заменить холодиль­ник. Объездили множество магазинов для сравнения цен и других параметров этой техники. В каждом из этих мага­зинов особняком стояли холодильники с гордой надписью: «Со встроенным Wi-Fi!». Поскольку стоимость этих холодильников была гораздо выше по сравнению с их обделёнными со­братьями, я стал интересоваться у продавцов, зачем холодильнику Wi­Fi... 

Taxi.pngПродолжаем размышлять дальше. Если цифровизация — это не компью­теры, не станки с ЧПУ, не информа­ционные системы и даже не роботы, тогда все-таки что это? Может, пойти по пути сравнительного анализа? Для этого взять цепочку «Компьютериза­ция — Автоматизация — Роботиза­ция — Цифровизация» и проследить развитие какого-нибудь сервиса, ко­торым мы пользуемся практически все, например, услуги такси. 

Эта услуга существует давно. И многие помнят, что раньше, чтобы воспользоваться ей, необходимо было позвонить по телефону, назвать свой адрес, адрес поездки, свой телефон, услышать в ответ «ожидайте в бли­жайшее время», положить трубку, подойти к окну и нервно закурить, поглядывая на часы.
     Но вот пришло время компьюте­ризации. И диспетчеру такси поста­вили компьютер. О чудо: диспетчер теперь могла приблизительно сказать, через какое время приедет машина и какой она марки. Теперь можно было курить, ожидая такси, и на улице. А еще, зная примерное время ожида­ния, рассчитать, успеваем ли мы еще что-то сделать, например, позвонить, чтобы нас встречали. 
Автоматизация улучшила сервис еще больше. К нам стали приходить СМС типа «Вас ожидает такая-то машина, такого-то цвета, с таким-то государственным номером, водителя зовут так-то». Да и вызывать такси стало возможным без общения с дис­петчером, через приложения в сото­вом телефоне. 

РОБОТИЗАЦИЯ В ДАННОМ ВИДЕ УСЛУГ ПРОШЛА НЕ ПОД ЗНАМЕНАМИ «ДАВАЙ РОБОТОВ- ВОДИТЕЛЕЙ!», А РЕАЛИЗОВАЛАСЬ В ПРИМЕНЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ГЕО-СЕРВИСОВ ТИПА GPS. ТЕПЕРЬ НЕ НАДО СООБЩАТЬ АДРЕС ОЖИДАНИЯ, GPS АВТОМАТИЧЕСКИ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВАШЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ. А ЕСЛИ ВЫ ЗАНЕСЛИ В ПРИЛОЖЕНИЕ ВЫЗОВА ТАКСИ КООРДИНАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ, СВОЕГО ДОМА, АДРЕСА ПРОЖИВАНИЯ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ И ПРОЧЕЕ, ТО МОЖНО ПРИ ВЫЗОВЕ ТАКСИ ПРОСТО УКАЗАТЬ:
«ДОМОЙ, ЧЕРЕЗ 10 МИНУТ».
 
Работая в Москве, я видел сле­дующий шаг развития сервиса такси (элементы цифровизации): примене­ние виртуальной реальности. Когда, вызвав такси, вы можете, в телефоне на объемной карте города видеть перемещение вызванной вами машины в реальном времени, видеть, как зовут водителя, его фотографию, водительский стаж и номер его со­тового телефона. А во время самой поездки видеть свое перемещение, расчёт оставшегося пути и времени. После поездки приложение вашего телефона обязательно попросит оценить пре­доставленную услугу и оставить свои комментарии. Как правило, водите­ли очень сильно борются за высокие баллы и стараются сервис держать на высоте.
При использовании данной услуги во время ожидания такси хотелось бы воспользоваться еще одной составля­ющей цифровизации — дополненной реальностью. Очень хотелось бы за­глянуть внутрь виртуальной машины на экране сотового телефона и увидеть реальную обстановку в ней.

Holod.pngВернемся к нашим холодильникам с Wi-Fi. Играя роль некоего «чайника» в делах цифровых, я раскрыв рот слу­шал объяснения продавцов-консультантов, зачем холодильнику Wi-Fi: это сейчас модно…, это современно..., это выделяет данную модель среди прочих. Самый более-менее вразуми­тельный ответ был таков: вы можете настроить специальное приложение в сотовом телефоне и управлять своим холодильником из любой точ­ки земного шара. Во дают! Всю жизнь мечтал, находясь в отпуске, где-нибудь на море, иметь возможность повысить или понизить температуру в холо­дильнике у себя на кухне! «Вершина желания» человека.

Рассуждая дальше над примером с такси, давайте попробуем ответить на два вопроса: что цифровизация отменила, то есть обозначила уста­ревшим, ненужным, и что привнесла нового, чего до нее не было.

РАССУЖДАЕМ НАД ПЕРВЫМ ВОПРОСОМ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОТМЕНИЛА КОМПЬЮТЕРЫ? ОТМЕНИЛА СТАНКИ С ЧПУ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ? ОТМЕНИЛА РОБОТОВ?

Нет, наоборот, она объединила их, сделала составляющими элементами единой цифровой системы предостав­ления услуги, в нашем случае — такси.

Ответ на второй вопрос вытекает из первого: создание единой цифровой системы. Только нужно еще добавить, что цифровизация вводит еще одно правило: получение, обработка, хра­нение и передача информации осу­ществляется только в ЦИФРОВОМ виде (иначе системы не получится). И не важно, какие элементы систе­мы обмениваются информацией: она должна быть именно в цифровом виде.
Человек становится таким же эле­ментом этой системы, как и компью­теры, программы, информационные системы, система GPS и прочее. Ему предоставлена обязанность определе­ния начальной и конечной точки его перемещения. А взаимодействие с эле­ментами этой системы происходит у него через передачу информации, как уже сказано выше, в цифровой форме, но в виде визуализации (в дан­ном случае по принципу виртуальной реальности) для удобства его воспри­ятия.
Taxi_TV.pngИ еще, что обязательно необхо­димо отметить относительно анали­за вышеуказанной услуги такси, так это то, что при цифровизации сперва создается виртуальная цифровая мо­дель услуги (товара, изделия, процесса, производства и прочего). Цифровая система сперва запросила начальную, конечную точку маршрута и ряд дру­гих параметров (комфортность ма­шины, желание быстрее или дешевле доехать до дома.). Затем система сде­лала анализ, выбрала транспорт, соз­дала траектории движения по городу и выбрала из всех вариантов движения самый оптимальный под указанные параметры.

ВОТ ТАКИМ ОБРАЗОМ БЫЛА СОЗДАНА СПЕРВА ВИРТУАЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ УСЛУГИ (В ГЕРМАНИИ ЭТУ МОДЕЛЬ ЧАСТО НАЗЫВАЮТ ЦИФРОВЫМ ДВОЙНИКОМ ИЛИ ЦИФРОВЫМ БРАТОМ).

После создания виртуальной модели запускается реальная фи­зическая модель услуги: передается информация еще одной составной части цифровой системы — водите­лю. Тем самым нажимается кнопка «старт», и реальная физическая мо­дель этой услуги стартует.

НО ПРИ ОКАЗАНИИ РЕАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ УСЛУГИ ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ ОБЯЗАТЕЛЬНО СЛЕДИТ ЗА ВСЕМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ ОТ ВИРТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ (ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА).

И мы можем наблюдать, как на­вигатор указывает водителю, что он отклонился от маршрута, что необходимо вернуться в заданную траекторию или продолжить движе­ние по новому предложенному пути.

Вот мы и подошли к пониманию цифровизации, цифрового произ­водства, цифровой трансформации и прочей «цифры». Исходя из раз­мышлений о вышеупомянутой услуге такси, видим, что система цифровой услуги, или система цифрового про­изводства, должна состоять из трех частей, а именно:
1. Цифровая виртуальная модель услуги, товара, изделия, производства и прочего, то есть должно быть наличие цифрового двойника конкретного процесса.
2. Реальный физический процесс оказания услуги или производства выстраивается в полном соответствии с его цифровым двойником.
3. Ход физического процесса постоянно в режиме реального времени сравнивается с параметрами цифрового двойника, в случае каких-либо отклонений принимаются автоматические корректирующие воздействия. При этом все участники системы (в том числе и человек) обмениваются между собой информацией в цифровой форме.

Ну вот, вроде бы разобрались. Итак, цифровое производство — это такая организация производственно­го процесса, которая соответствует вышеуказанной системе. А цифровизация — это процесс перевода про­изводства в цифровую форму, в дан­ном случае, на мой взгляд, больше подходит термин «Цифровая трансформация».

Если мы начнем рассуждать с точ­ки зрения «цифровизации» и передачи информации в цифровой форме, то всё, как ни странно, встаёт на свои места. И на самом деле холодильнику Wi-Fi ну­жен! Но только если мы говорим о циф­ровом холодильнике, который кроме одной единственной на сегодняшний день услуги по заморозке продуктов бу­дет оказывать ряд дополнительных услуг по предоставлению определённой информации.  

Holod_WiFi.pngКакой? Например, о наличии ис­порченных продуктов. Невозможно? Почему? При наличии определённых датчиков-анализаторов состава воз­духа передать вам на сотовый телефон через Wi-Fi эту информацию будет про­ще простого. Если у каждого продукта в вашем холодильнике есть своё отве­дённое место, то специальные датчики спокойно могут определить по весу их остатки. И после этого сообщить вам о нехватке того или иного продукта и/или автоматически заказать их в ма­газине с доставкой на дом. 

Представляете, вы приехали с ра­боты домой, а курьер из магазина при­вёз вам двести граммов масла, литр молока, десяток яиц и две банки пива. Всё это с помощью датчиков опреде­лил ваш холодильник и автоматически (если конечно вы ему дали такое право) осуществил заказ. Фантастика? Нет! Это будет в ближайшие лет пять — почитайте в Интернете обустройство цифровых, или умных, домов. Подобные датчики и программы для холодиль­ников уже разрабатываются, а сейчас происходит «обкатка» средств связи. Ну вот Wi-Fi холодильнику и понадо­бился.
    


Материал подготовил ДЕМЧЕНКО ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ -
бизнес-консультант, преподаватель ООО «Протект Бизнес Ресурс»

Владеет методиками внедрения систем менеджмента качества, проектного управления, подготовкой производства к цифровой трансформации.

Компетенции:
▪️управление проектами;
▪️ методика Адезиса;
▪️цифровая трансформация;
▪️производственный менеджмент;
▪️международные системы менеджмента серии ISO

КУРС-ПРАКТИКУМ «УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОЛОГИИ АДИЗЕСА»

8 мая 2020
Возврат к списку
Подпишитесь на наши новости
Обратный звонок Заявка на семинар