Рационализация и охрана труда могут являться двумя сторонами одного и того же процесса, если мы будем рассматривать труд как ресурс.И будем относиться к нему как и ко всякому ресурсу, т.е. использовать по максимуму и не допустить его "порчи". Это и есть подход учитывающий интересы бизнеса и работника. Далее представлен материал из книги"Курс для высшего управленческого персонала" изданный в 1964 г. в США в 6-ти томах и переведенный и изданный в СССР в сокращенном виде в начале 70 -х годов прошлого столетия. Далее, курсивом будет выделен текст автора поста, который касается охраны труда и его современных инструментов.
В идеале главная цель рационализации труда заключается в нахождении наилучшего способа выполнения каждой работы на предприятии — способа, основанного на экономном использовании времени, усилий, материалов и других элементов производства. Имеется пять моментов, которые могут влиять на ход работы.
Экономия в этих сферах получается за счет нововведений или изменений, которые исключают, комбинируют, переустраивают или уменьшают число элементов того или иного способа работы.
1. Движения рук и тела. Отдельные движения, их последовательность и характер могут быть изменены с целью облегчения или улучшения методов работы. Для анализа этого аспекта с точки зрения охраны труда используется такой инструмент, как оценка тяжести трудового процесса, в рамках аттестации рабочих мест по условиям труда. Однако, в настоящее время этим направлением, этим инструментом пренебрегают аттестующие организации и недооценивают предприятия. Здесь могут применяться и другие подходы, направленные на совершенствования процесса, например методы оценки рисков. Эти методы широко практикуются при реализацции международных стандартов безопасности.Следует отметит, что анализ операций, действий, движений с точки зрения охраны труда, так же может приводить не только к сохранению труда, но и обеспечивать рост его производительности.
2. Рабочее место (оснастка, планировка или оборудование). Устройство любого отдельного рабочего места или конструкция оборудования, используемых для выполнения той или иной части задания, могут быть модифицированы. Здесь, с точки зрения охраны труда, следует обратить внимание в первую очередь на на две вещи:
- на среду (условия труда): шум, вибрация, освещенность, химический фактор т др.
- на травмобезопасность материального окружения, т.е. соответсствие требованиям стандартов безопасности машин, оборудования, инструментов, зданий. Для оценки влияния этих параметров на "порчу" ресурса вполне подходят такие инструменты, как аттестация рабочих мест по условиям труда, могут применяться и др. методы.
3. Процесс или последовательность работы. Порядок и условия, при которых продукция поступает на различные рабочие места, могут быть изменены, может быть изменено также и количество рабочих мест. С точки зрения международного стандарта OHSAS 18001:2007, этот процесс сс точки зрения безопасности труда рассматривается в разделе стандарта Управление операциями.
4. Конструкция изделия, форма продаваемых товаров или отгружаемых материалов. Конечная форма продукции в том виде, в котором она уходит за пределы предприятия, может потребовать небольшого изменения, для того чтобы добиться цели ее улучшения. По отношению требованиям охраны труда, речь идет о сокращениичисла и уровня опасностей, связанных ними,с одной стороны, а с другой, что в общем-то тоже самое, это вопрос жргономики - возможности выполнить работу с наименьшими затратами усилий.
5. Поступающие вспомогательные материалы или сырье, Может потребоваться изменение формы, условий, технических требований на поступающие в организацию материалы, для того чтобы обеспечить желаемое усовершенствование. В рамках стандарта OHSAS 18001:2007 это тоже относится к управлению операциями
Изменение любой, кроме первой, из этих сфер обычно означает изменение и в других сферах, предшествующих ей по списку. Повышение себестоимости может произойти в одной сфере, в то время как в других произойдет снижение себестоимости. Например, изменение спецификаций на материалы может привести к повышению издержек на материалы, однако это повышение может быть компенсировано экономией, получаемой от более эффективного использования оборудования и трудовых усилий.
Изучение движений; правила экономичности движений.
Ряд специалистов разработал правила и сформулировал законы экономичности движений, однако наиболее употребительными оказались принципы, предложенные Ральфом У. Бернсом, который развил и переработал первоначальные «Правила человеческих движений» Джильбрета.
1. Работа должна быть равномерно распределена между обеими руками так, чтобы они начинали и заканчивали свою работу одновременно.
2. За исключением периодов отдыха, руки не должны бездействовать в одно и то же время.
3. В работе движения рук должны быть симметричными, но в противоположных направлениях. (Многие рабочие в ходе работы сначала пускают в ход одну руку, а затем другую. Это значит, что одна рука бездействует, когда другая занята. Это может также означать, что рабочий стоит на ногах до некоторой степени не твердо. Всегда, когда возможно, наиболее естественным для рук состоянием в работе является их противоположное и симметричное движение.)
4. Должна применяться практически наиболее простая форма движения рук и тела. Различают следующие движения: движения пальцев; движения пальцев и кисти руки; движения пальцев, кисти руки и предплечья; движения пальцев, кисти руки, предплечья и плечевой части руки; движения пальцев, кисти, предплечья, плечевой части руки и всего плеча.
5. Следует максимально использовать механический момент, образуемый движениями тела. Однако если механический момент нельзя использовать и он должен быть преодолен противоположным по направлению мускульным напряжением, то движения, составляющие момент, должны быть уменьшены или вовсе исключены.
6. Ровные, плавные движения вызывают меньшую усталость, и их следует предпочитать отрывистым движениям с частыми остановками и изменениями направления движения.
7. Баллистические движения легче и могут быть более быстрыми и точными, чем сдержанные или контролируемые движения. (В качестве примера контролируемых движений Бернс приводит процесс писания. При письме, этом сравнительно утомительном движении, мускулы большого и других пальцев, направляя карандаш, противопоставлены друг другу. Баллистические же движения, с другой стороны, могут быть представлены такими действиями, которые требуются для того, чтобы размахнуться клюшкой для гольфа или забить гвоздь. Как только движение началось, дальнейшего мускульного напряжения не требуется. По Бернсу, баллистические движения предпочтительнее контролируемых.)
8. Работа должна быть налажена таким образом, чтобы обеспечить легкий и естественный ритм движения. Материалы, инструменты и механизмы управления станком должны быть расположены в пределах естественной досягаемости, т. е. в том пространстве, находящемся непосредственно перед рабочим, в котором работа может быть выполнена с помощью наименее сложных по классу движений.
9. Там, где возможно, должны быть использованы бункерные и прочие устройства с гравитационной подачей.
10. Должно быть надлежащее освещение.
11. Высота рабочего места и сиденья должна позволить рабочему принять удобную позу и дать ему возможность стоять или сидеть по желанию.
12. Не следует делать руками то, что может быть сделано с помощью зажимов, приспособлений или устройств, приводимых в действие ногой.
13. Там, где возможно, следует использовать сочетания двух или более инструментов.
14. Ручки инструментов и рукоятки должны быть сделаны так, чтобы обеспечить максимальную плотность контакта с рукой, особенно там, где требуется усилие.
Научный метод.
Существует вполне определенный порядок использования научного метода в области рационализаторской работы. Научный метод, используемый для того, чтобы найти наилучший способ выполнения работы, состоит из следующих этапов.
1. Определение цели. В первую очередь определяются конкретные цели. Изменения могут потребоваться в любой из сфер, которые воздействуют на выполнение работы.
2. Анализ. Далее существующий метод работы анализируется и расчленяется на составные элементы. Каждый из этих элементов должен иметь свои особенности и быть необходимым для выполнения данной работы.
3. Критический разбор. Как только элементы работы выявлены, каждый из них подвергается разбору и тщательному рассмотрению с постановкой вопросов: почему, что, где, когда, кто и как? Для того чтобы определить, какие изменения можно внести в существующий метод работы, требуется использовать всю имеющуюся по данному вопросу информацию.
4. Нововведение. Разрабатываются детали нового предлагаемого метода, который представляется наиболее предпочтительным. Составляются характеристики, делаются наброски новых материалов, приспособлений, планировки рабочего места и технологического процесса.
5. Проверка. Предложенный метод проверяется в том же порядке, как это указано в 3-м этапе.
6. Испытание. Если предложенный метод соответствует намеченным задачам, он подвергается «пробному испытанию» в реальных условиях производства. После этого вносятся коррективы.
7. Внедрение. В результате разрабатываются типовые методики для использования всеми производственными рабочими и начальниками, которых коснулось производственное изменение.
Однако научный подход к рационализации на этом не кончается. Принятая усовершенствованная методика должна постоянно проверяться на предмет возможности ее дальнейшего совершенствования. И, конечно, если возникнет необходимость, новый, «улучшенный» метод может быть заменен еще более совершенным способом выполнения данной работы.
Таким образом, вырабатываются и изменяются рабочие стандарты. Компания предлагает Вам провести такие работы на Вашем предприятии.